Назад на главную страницу
Автор:В.Д. Карандашов, Ю.Д. Лапин

Педагогический анализ обучения курсантов в годы Великой Отечественной войны и его использование в современных условиях

Одной из составляющих победы Советских Вооруженных Сил явилась подготовка офицерских кадров в годы Великой Отечественной войны. Развертывание кадровой армии и увеличение ее численности в предвоенные годы потребовало значительного количественного увеличения офицеров различных специальностей. С целью их подготовки были сформированы десятки новых училищ для всех видов и родов войск, расширены существующие.

Ведущим в подготовке курсантов во всех периодах войны был принцип: учить войска тому, что необходимо на войне. Он реализовывался через соответствующую методику, организацию и содержание обучения. Важное место в обучении отводилось принципам наглядности последовательность обучения, обеспечивающим переход от менее трудного и более трудному, от простого к сложному. Особо пристальное внимание преподавателями обращалось на принцип индивидуального подхода к обучению курсантов, применение которого в военных училищах было обязательным.

Сокращение сроков обучения потребовало и изменения методики преподавания, изыскания методов и форм, отвечающих требованиям военного времени. Отличительной особенностью методики обучения первого, второго, а также и третьего периодов войны была ярко выражена практическая направленность, основывающаяся на личном показе обучающим действий и приемов, который сопровождался рассказом и завершался упражнением. С началом войны 90% времени, отводимого на обучение, приходилось на долю практических методов и только 10% оставалось на теоретические методы.

В центральных военных журналах на страницах центральных и окружных газет публиковались статьи об опыте обучения в военных училищах, о методической работе, о применяемых формах и методах, заострялось внимание командиров и преподавателей на основных важнейших вопросах методики боевой подготовки, шла ориентация на использование в практике наиболее эффективных форм и методов обучения. В некоторых статьях делалась попытка раскрыть общие вопросы обучения с учетом опыта войны и дать основные направления для осуществления практики обучения в ВУЗах. В этом отношении определенный интерес представляет статья М. Гарусского и С. Глязера "Искусство обучать", в которой подробно анализируется методика обучения, подчеркнуто, что успех зависит от правильного выбора методов обучения. Выбрать правильный метод, т.е. правильный путь, значит, сделать уже половину дела. В разделе "Вопросы методики обучения" авторами подробно излагаются правила "искусства обучать":

  1. учить нужно последовательно;

  2. учить показом, учить на практике;

  3. учить каждого бойца;

  4. проявлять терпение и настойчивость;

  5. учить только тому, что сам хорошо знаешь.

Важнейшим элементом в обучении курсантов во всех училищах был метод практических работ, направленный на выработку практических навыков. В методических указаниях УВУЗа 1943 года подчеркивалось, что основным методом обучения должна быть самостоятельная практическая работа курсантов. Ей предшествовало краткое объяснение преподавателя, сопровождаемое его личным показом. Важное место в отработке практических навыков у курсантов принадлежало учебному полю, огневому городку и полигону.

В целях совершенствования методической подготовки командиров и преподавателей в военных училищах во все периоды войны проводились методические собрания, сборы, занятия по командирской подготовке.

Особенности ведения боевых действий в современных условиях требуют повышения развивающего эффекта обучения. Время рождает новые формы и методы обучения, выработки у курсантов военных институтов высокого профессионального мастерства, морально-боевого настроя, верности воинскому долгу. При этом командиры и офицеры-воспитатели военных институтов для активизации учебы курсантов широко используют методы, применявшиеся в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. проверила в суровых буднях опыт подготовки курсантов военных училищ, и этот опыт нужно распространять.

За годы Великой Отечественной войны по вопросам обучения курсантов военных училищ накоплен ценный опыт, который можно назвать выстрадан. Он оплачен кровью и лишениями сотен тысяч курсантов, прошедших суровую школу военных училищ. И в том, что победа пришла, неоценимую роль сыграла система обучения в военных училищах, практика которой является классическим наследием. Изучать, знать, овладевать этим наследием – настоятельная необходимость нового поколения курсантов. Война показала, что обучение курсантов должно проводиться на научной основе, охватывая все стороны их деятельности, с учетом возрастных и других особенностей, обеспечивающих конкретность и высокую действенность обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1.ЦАМО, Ф.54, Оп.12301, Д.136, Л. 49 2. См.: Боевая подготовка в военных училищах. – Красная звезда, 1944, 3 октября.
3. См.: Дерман В. Так ли нужно обучать? – Красная звезда, 1943, 7 апреля.
4. ЦАМО, Ф. Муромского училища связи, Оп. 3535, Ф. 3, Д. 3, Л.57.
5. См.: Барабанщиков А.В. Педагогические основы обучения советских воинов: Автореф. дис. на уч.степ. докт. пед. наук. – М., ВПА, 1968, с.61.
6. ЦАМО, Ф.32, Оп. 11302, Д.1, Л. 67, 83.
7. Гарусский М., Глязер С. Искуство обучать. – Военный вестник, 1943, № 8, с. 6
8. ЦАМО, Ф. 54, Оп. 12301, Д. 175, Л.13.
9. Там же Д. 214, Л. 119.
10. Там же Ф. 32, Оп. 11302, Д.132, Л.249.
11. Там же Ф. Севастопольского зенитно-артиллерийского училища, Оп. 35284, Д. 12, Л. 144.
12. Там же Ф. 54, Оп. 12301, Д. 305 а, Л. 45.

Hosted by uCoz